«Музыка и дети»
Звуки сопровождают нашу жизнь повсюду: громкие и тихие, гармоничные и диссонирующие, тревожные и спокойные. Нужно только уметь прислушиваться, чтобы «открыть» эти удивительные, неожиданные созвучия.
Музыка всегда эмоционально окрашена, она увлекает, очаровывает, побуждает к творчеству. И не важно, поёт человек. Играет на музыкальном инструменте или просто сопереживает музыке. Он подобен сосуду, наполненному чудесной жидкостью, светится энергией творчества, сотворчества.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Музыкальное воспитание детей нужно начинать с элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому. Чтобы импровизировать, не надо ничего специально знать и уметь. Шумовые инструменты по простоте и доступности – самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.
Шумовые инструменты являются аккомпанирующими, а не мелодическими, поэтому ими хорошо дополнять негромкое детское пение. Играть на шумовых инструментах легко и просто, их способность быстро откликаться на прикосновение располагают и привлекают детей к игре, а через неё и к простейшей импровизации. Поэтому я предлагаю использовать в работе с детьми самодельные инструменты, изготавливая их вместе, как игрушки, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Игра на самодельных инструментах позволяет знакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов, развивает музыкальный слух, ритмический слух, формирует качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, способствует воспитанию лидерских качеств личности ребёнка на основе самоорганизации и самоконтроля.
Мы часто не замечаем, что каждый предмет может иметь совершенно неожиданное предназначение. Нужно лишь немного пофантазировать и захотеть дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы взаимодействуем каждый день дома.
Такие предметы, как ненужные баночки из-под йогурта, ведёрки из-под майонеза, коробки, контейнеры от киндер-сюрпризов и многие другие предметы станут полезными для творческой деятельности в создании шумовых музыкальных инструментов.
Ребёнок, сам изготавливая шумовые инструменты, и радуясь сделанному своими руками, будет более творчески мыслить. Само экспериментирование с звучащими предметами, сделанными самостоятельно, различного рода звукоподражания влияют на познавательное отношение ребёнка к окружающему миру, развивают его музыкальные способности.
Погремушки и шуршалки, деревянные линейки, барабаны, трещотки и бубенцы, сделанные из различного рода подсобных материалов, развлекая, создают у ребёнка желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять.
В процессе создания музыкальных инструментов дети приобретут конструкторские и изобретательские навыки, у них сформируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, навыки, опыт сверстникам. В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость самостоятельной трудовой, художественной и музыкальной деятельности.
Погремушки
Берутся любые пластиковые баночки из-под йогуртов, соков и др. В баночку насыпается высушенный шуршащий или гремящий материал-рисовые, гречневые зёрна, горох, бусины по выбору. Баночку закрыть крышкой. Наклеить на баночку аппликацию из самоклеющейся плёнки или плёнки для пасхальных яиц. Звучание инструмента проверяется путём встряхивания. Экспериментально определяется необходимое количество риса в баночке для оптимального звучания и желаемого тембра. Таким же способом можно использовать контейнеры от киндер-сюрпризов. В качестве ручки можно приспособить скобы от штор для ванной комнаты. Если собрать несколько контейнеров и подвесить их на палочке, то получится более звучная погремушка. Также предлагаю сделать погремушку из баночки с монпансье. Технология выполнения такая же, только для скрепления двух половинок нужно использовать изоленту любого цвета. Из обычных спичечных коробков с насыпанным внутрь рисом без особого труда можно сделать погремушку для музицирования, ритмического аккомпанирования пению.
Звенелки
Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья». Другой способ заключается в том, что скорлупки грецких орехов нанизываются на проволоку и подвешиваются на кольцо или расчёску. В качестве звенелки можно использовать ключи. Отличная звенелка может получитьсиз «музыки ветра», разделённая на отдельные трубочки.
Стучалки
Самый простой ударный инструмент получается из двух деревянных палочек, которыми можно ударять друг о друга. А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, получится подобие ксилофона. Бухгалтерские счёты также являются прекрасным шумовым инструментом. Обычные канцелярские деревянные линейки могут послужить прообразом трещотки. Самый простой барабан можно сделать из пластиковой банки из-под сметаны, а палочки для барабана из пробок и деревянных шампур. Более сложный вариант барабана получится, если разрезать у двух пластиковых банок дно, вставить друг в друга и скрепить при помощи скотча. Оформляется такой барабан цветной бумагой, цветной изолентой или любым другим способом.
Шуршалки
Шуршалки издают более тихий звук. Шуршать можно целлофаном, газетой. Если потереть друг о друга 2 шишки, то получится таинственное шуршание. А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.
Практическое освоение самодельных инструментов.
Предлагаю активно использовать изготовленные инструменты, озвучивая стихотворения, сказки, рассказы.
Ночь.
Поздней ночью двери пели
Песню долгую скрипели (трещотка)
Подпевали половицы –
«Нам не спится, нам не спится!» (деревянные палочки)
Ставни чёрные дрожали
И окошки дребезжали (бубенцы)
И, забравшись в уголок,
Печке песню пел сверчок. (металлические трубочки)
Сказка «Курочка Ряба»
Жили были дед и баба,
И была у них курочка Ряба:
«Кудах – тах, тах, кудах – тах. тах! (скорлупа грецких орехов)
Снесла курочка яичко,
Не простое, а золотое. (бубенцы)
Дед бил, бил – не разбил. (деревянные палочки)
Баба била, била – не разбила (ритм учащается)
Мышка бежала, хвостиком махнула, (погремушка-стаканчик или шуршалка)
Яичко упало и разбилось. (металлические трубочки)
Плачет дед, плачет баба, (пуговицы)
А курочка кудахчет:
«Кудах –тах, тах, кудах-тах,тах!» (скорлупа грецких орехов)
«Не плачь, дед, не плачь, баба - (погремушка из спичечных коробков)
Я снесу вам новое яичко, не золотое, (бубенцы)
А простое. (деревянные палочки)
Влияние самодельных музыкальных инструментов на развитие детей.
1. Формирование познавательной сферы ребёнка осуществляется в процессе увлекательного изучения инструментов, стимулируется развитие интеллектуальных и творческих способностей, где первооткрывателем является сам ребёнок.
2. Происходит развитие музыкально-ритмического чувства.
3. Развивается слуховое и зрительное восприятие, память. Выполняя задания, имеющие сенсорную направленность, дети определяют по звуку или по внешнему виду самодельные инструменты.
4. Художественное оформление инструментов оказывает влияние на эстетическое развитие ребёнка, творческой активности, проявляемой ребёнком во время декорирования инструмента.
5. Освоение на самодельных инструментах темповых, тембровых, динамических соотношений. Каждый инструмент обладает своим неповторимым тембром, который рождается под воздействием многих факторов (материал, из которого он сделан, технология изготовления и т. д)
6. Развитие координации движений и быстроты реакции, мелкой моторики. Игра на самодельных инструментах физически развивает ребёнка, координирует работу мозга и мышц. Игра на ударных инструментах в разных ритмах делает руки ребёнка ловкими и умелыми.
Поговорим об утренниках
«Поговорим об утренниках»
• Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей.
• Во время проведения утренника не забывайте, пожалуйста, отключать мобильные телефоны. И уж конечно не заводите разговор по телефону на утреннике. Уважайте и педагогов и своих детей.
• Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места.
• Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места
• Во время утренника родителям не желательно переходить с одного места на другое, вставать и делать замечание своему или другому ребенку. Если не интересен момент утренника вам, то помните, что он интересен тем родителям, чей ребёнок сейчас выступает. Свои проблемы всегда можно решить после праздника. Не позволительны хождения родителей во время утренника.
Поддержка и аплодисменты. Без доброжелательных, благодарных зрителей, без аплодисментов не могут обойтись даже профессиональные артисты. А ваши дети тем более. Не жалейте ладош. Нуждаемся в вашей поддержке и мы, педагоги. Нам всегда хочется услышать ваши отзывы, пожелания, учесть ваши замечания.
• Отдельно хочется коснуться вопроса о присутствии маленьких гостей - братиков и сестричек. Малыши не совсем понимают, куда они пришли и зачем: могут капризничать, пытаться выбежать к братику или сестренке, а это отвлекает и детей и взрослых от праздника.
• Если на празднике присутствуют две группы детей, к каждому ребенку приглашается только по одному родителю.
• По просьбе воспитателя родители могут принимать участие в проведении детского утренника (спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение).
Цели организации праздника.
Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.
• Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
• Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Обиды родителей по поводу распределения стихов, участия в индивидуальных танцах.
Поймите, прослушивание множества стихотворений на празднике не доставляет радости ни детям, ни родителям. На празднике чередуются разные виды детской деятельности. Если вашему ребёнку не пришлось рассказать стишок в этот раз, значит, его пригласят на игру, или же ему уделили большое внимание при разучивании танца, и на стихотворение у ребёнка просто уже не было сил. А стихотворение он обязательно расскажет на втором или третьем празднике. Но практика показала, что чаще ребёнок, особенно эгоцентрического характера, чувствует себя задетым. И в этом случае хотелось бы попросить не разжигать честолюбия ни в себе, ни в ребёнке. Не вините в этом, пожалуйста, ни музыкального руководителя, ни воспитателей, ни, тем более, ребёнка-конкурента. Наоборот, постарайтесь объяснить своему ребёнку, привыкшему к лидерству, что он уже научился выступать, пусть поучаться и другие, и что в этом случае уступать очень почётно. И, поверьте, эта сознательная уступка в деле воспитания стоит очень дорого. Она обернётся в вашем ребёнке добротой и способностью к сопереживанию. Это вы со временем почувствуете на себе. Поэтому, очень важно, не высказывать, особенно при детях своих обид, а в случае малейших недоразумений разрешите их с воспитателем.
И, помните! Детский праздник – это мероприятие для детей, а не для взрослых. И надо сделать всё, чтобы праздник ребёнку запомнился, чтобы он получил удовольствие и помнил об этом очень долго!
О музыкальных способностях детей
20-10-2017, 10:09
О музыкальных способностях детей
1.Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
2.Не расстраивайтесь, если пение, движения ребенка далеки о совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.
3.Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранении нежелательного «тормоза».
4.Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.
5.Не говорите, что у вас «немузыкальный ребенок», если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
1. Спойте песню вместе с ребенком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.
2.Попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
3.исполните песню «по ролям»:
·сначала поет голосок, а ладоши отдыхают;
·голосок «спрятался», а ладошки хлопают ритм песни;
4. Попросите малыша «спеть»песенку ладошками.
раскрыть » / « свернуть